ВАСИЛИЙ III ИОАННОВИЧ.
Родился: 1479 г. Умер: 1533 г.

Василий III Иоаннович, в крещении Гавриил, в монашестве Варлаам (1479 - 1533), великий князь Московский (1505-1533).

Сын Иоанна III Васильевича Великого и византийской царевны Софьи Фоминишны Палеолог.

Родился 25 марта 1479 года, при крещении получил имя Гавриил.

Наследником престола должен был стать старший сын от первого брака Иоанна III с тверской княжной Марией Борисовной (+ 1476) Иван Иванович Молодой. Но в 1490 году Иван Молодой умер.

Большинство бояр выступило за назначение наследником престола его сына Дмитрия (+ 1509).

Софью Палеолог, желавшую возвести на престол сына Василия, в Москве не любили.

Ближайшее окружение стало советовать Василию Иоанновичу выехать из Москвы, захватить казну в Вологде и на Белоозере и погубить Дмитрия. Заговор был открыт в 1497 году. Иван III велел держать сына на его же дворе под стражей, а приверженцев казнить.

4 февраля 1498 году Иван III устроил в Успенском соборе торжественное венчание Дмитрия, таким образом признав его своим наследником.

Вскоре последовала опала на влиятельных сторонников Дмитрия (князья Патрикеевы, Ряполовские), восторжествовали Софья Палеолог и ее партия. В 1505 году Василий III Иоаннович взошел на престол. Митрополит Симон, ранее благословивший на великое княжение Дмитрия, теперь благословил Василия. Сам Дмитрий Иванович же через три с половиной года скончался в заточении.

Василий III унаследовал властолюбие отца, но не имел талантов. Его деятельность была продолжением того, что делал его отец [2]. Как и его отец, Василий был физически крепким и активным. Он много путешествовал, либо по делам, либо с целью паломничества, посещая различные монастыри. Его страстью была охота. Известно, что ему нравился древнерусский язык и он владел искусством изъяснения на нем.

Сыновья и жены

4 сентября 1506 года женился на Соломонии Сабуровой (+ 1542), выбранной из 1500 девиц, представленных для этого ко двору. Отец Соломонии, Юрий, не был даже боярином.

К несчастью, великая княгиня Соломония была бесплодной. Тщетно употребляла она все средства, которые приписывались ей знахарями и знахарками того времени, - детей не было, исчезла и любовь мужа. Василий с плачем говорил боярам: "Кому по мне царствовать на Русской земле и во всех городах моих и пределах? Братьям передать? Но они и своих уделов устроить не умеют".

На этот вопрос послышался ответ между боярами: "Государь, князь великий! Неплодную смоковницу посекают и изметают из винограда".

Так думали бояре, но первый голос принадлежал митрополиту Даниилу, который одобрил развод.

В ноябре 1525 года был объявлен развод великого князя с Соломонией, которую постригли под именем Софии в Рождественском девичьем монастыре, а потом отослали в Суздальский Покровский монастырь.

В январе следующего 1526 года Василий женился на Елене (+ 1538), дочери князя Василия Львовича Глинского, родной племяннице князя Михаила. Новая супруга Василия во многом отличалась от тогдашних русских женщин. Елена усвоила от отца и дяди иноземные понятия и обычаи и, вероятно, пленила великого князя. Желание понравиться ей было так велико, что, как говорят, Василий III даже обрил для нее свою бороду, что, по тогдашним понятиям, было несовместимо не только с народными обычаями, но и с православием.

В 1528 году великий князь с молодой женой приезжали в Кирилло-Белозерский монастырь вымаливать у Бога и святых угодников Белозерских наследника. 25 августа 1530 года Елена родила первенца Ивана, а через год и несколько месяцев - другого сына, Юрия.

Отношения с боярами

При Василие III исчезают простые удельные отношения подданных к государю.

Барон Сигизмунд фон Герберштейн, германский посол, бывший в ту пору в Москве, замечает, что Василий III имел власть, какой не обладал ни один монарх, и затем добавляет, что когда спрашивают москвичей о неизвестном им деле, они говорят, равняя князя с Богом: "Мы этого не знаем, знает Бог да государь".

На лицевой стороне печати великого князя имелась надпись: «Великий Государь Василий Божией милостью царь и господин всея Руси». На оборотной стороне значилось: «Владимирской, Московской, Новгородской, Псковской и Тверской, и Югорьской, и Пермской, и многих земель Государь».

Уверенность в собственной исключительности была внушена Василию как его дальновидным отцом, так и хитрой византийской царевной, его матерью. Византийскую дипломатичность, действительно, можно почувствовать во всей политике Василия, особенно в международных делах. Подавляя сопротивление его власти, он использовал жесткую силу, или хитрость, или и то другое. Следует отметить, что он редко прибегал к смертной казни, чтобы расправиться со своими противниками, хотя многие из них по его приказу были заключены в тюрьму или изгнаны. Это резко контрастирует с той волной террора, которая захлестнул Русь во время царствования его сына, царя Ивана IV.

Василий III правил посредством дьяков и людей, не выдававшихся знатностью и древностью рода. По отзывам бояр, Иван III еще советовался с ними и позволял себе противоречить, но Василий не допускал противоречий и решал дела без бояр со своими приближенными - дворецким Шигоной Поджогиным, да пятью дьяками.

Выразителем боярских отношений был в то время И.Н. Берсень-Беклемишев - человек очень умный и начитанный. Когда Берсень позволил себе противоречить великому князю, последний прогнал его, сказав: :"Ступай, смерд, прочь, не надобен ты мне". Позже за речи против великого князя Берсень-Беклемишеву отрезали язык.

Внутрицерковные отношения

На место святителя Симона в 1511 году митрополитом был поставлен архимандрит Симонова монастыря Варлаам. По-видимому, избрание происходило даже без соборного участия, по собственному усмотрению князя Василия III. По крайней мере, летописи ничего не говорят об избрании, а только о посвящении.

Однако, в условиях полемики между церковными течениями нестяжателей и иосифлян, митрополит Варлаам симпатизировал первым, поддерживал противников великого князя в полемике о монастырских имуществах. Ожесточенную борьбу с иосифлянами вел монах Вассиан Косой (прежде - князь Патрикеев). Вассиан нашел себе единомышленника в лице преподобного Максима Грека, приехавшего в Москву при митрополите Варлааме с целью исправления старых переводов церковных книг и создания новых.

Против этой церковной оппозиции Василий III находил опору во влиятельном духовном вожде своего времени, преподобном Иосифе Волоцком, и в возглавленном им течении иосифлян. Центр иосифлянства, Волоколамский монастырь, уже с 1507 года перешёл под ктиторство великого князя. Великий князь принимал обвинения против Иосифа как личные - когда Новгородский святитель Серапион подверг Иосифа запрещению за самоволие, Василий созвал Собор осудивший Серапиона и приговоривший его к заточению.

Нароставшая напряженность вскрылась когда стали ясны намерения великого князя развестись с неплодной супругой Соломонией Собуровой. Это дело вызвало сильное негодование в народе, особенно среди уже недовольных великим князем деятелей Церкви. В одной из редакций Псковской летописи второй брак Василия назван прелюбодеянием. Восточные патриархи осудили поступок великого князя. За отказ признать развод митрополит Варлаам в декабре 1521 года был смещён, сослан в монастырь, и впервые в русской истории лишён сана. Против встали князь-инок Вассиан (Патрикеев) и преподобный Максим Грек, которые тоже были сосланы - последний был осужден церковными соборами 1525 и 1531 годов и заточен в монастырь.

В 1522 году в сан митрополита был посвящен ученик Иосифа Волоцкого Даниил, который позволил развод, и с этих пор иосифлянство прочно утвердилось в своем влиянии на Церковь и русское государство.

Присоединение Пскова, Рязани, северских княжеств

Русь находилась в окружении враждебно настроенных государств особенное беспокойство вызывали южные и юго-восточные границы, и это убеждало Василия в необходимости централизации управления страной.

В Пскове граждане беспрестанно ссорились с наместниками великокняжескими по очень простой причине: наместники хотели поступать по московскому обычаю; псковичи московского обычая не знали и жаловались на притеснения.

В конце 1509 года Василий III сказал псковичам:
"Если хотите прожить в старине, то должны исполнить две мои воли: чтоб у вас веча не было и колокол вечевой был бы снят, да быть у вас двоим моим наместникам: иначе много у меня силы готовой, и кровопролитие взыщется на тех, кто государевой воли не исполнит".

Псковичи проплакали весь этот день и всю ночь, а на рассвете другого дня собрали в последний раз вече и сказали посланнику великокняжескому:
"Волен Бог да государь в городе Пскове, в нас и в колоколе нашем; мы на государя рук поднять не хотим".

13 января 1510 года сняли вечевой колокол у Троицкого собора во Пскове и повезли к великому князю в Новгород; триста семейств лучших людей выведено было из Пскова в Москву, на их место приехали триста же купеческих семейств из десяти московских городов.

Василий III присоединил Рязань в 1517 году, предварительно арестовав рязанского князя Ивана Ивановича. Как и в Пскове, рязанцев толпами вывозили в московские волости, а на их место селили москвичей.

Северные земли были присоединены к Москве в 1523 году.

Таким образом так называемые "уделы" были упразднены и в Московском государстве остались только простые служилые и князья.

Война с Литвой

Война с литовским князем Сигизмундом Казимировичем вспыхнула в марте 1507 года в связи с претензиями литовцев на утраченные ими по перемирию 1503 года земли. Шла без особых успехов для обеих сторон. 8 октября 1507 года был заключен "вечный мир". Россия вернула Великому княжеству Литовскому те самые города, вокруг которых шел спор: Руду, Ветлицы, Щучью, а также Вержавы и Буйгород. При этом Великое княжество согласилось с утратой Северских и Верховских земель, потерянных в ходе войн 1487-1494 и 1500-1503 годов.

К 1512 году русско-литовские отношения оставались напряженными: границы все еще не были урегулированы, Василий III постоянно (и небезосновательно) подозревал Сигизмунда в намерении заключить военный союз с Крымом против Москвы. Кроме того, он отказался выдавать Литве перебежавшего на сторону Москвы в 1508 году князя Михаила Глинского.

Формальным поводом к новой войне послужил арест сетры Василия III, вдовы Александра Ягеллончика, великой княгини Елены, которая была схвачена во время поездки из Вильно в браславское имение и обвинена в подготовке бегства в Москву. Княгиня умерла (возможно, была убита) между 29 января и 26 февраля 1513 года.

До 26 октября 1512 года Василий III еще вел переписку с Сигизмундом I, требуя отпустить Елену. 14 ноября русская конница выступила в направлении Смоленска. 19 декабря года в поход выступила государева армия во главе с самим Василием III. Государь впервые выполнял роль главнокомандующего в столь серьезном походе.

В январе 1513 года началась началась осада Смоленска. Осада длилась шесть недель, но окончилась неудачно. Как комментирует поход русская летопись, Василий III "граду Смоленску многие скорби и убытки поделал и земли Литовской много пленив, возвратился".

Сигизмунд 14 марта писал в Рим и просил организовать против русских крестовый поход силами христианского мира.

17 марта 1513 года Василий III принял решение о повторном походе.

Кампания началась 14 июня. Армия под началом Василия III двинулась в направлении Смоленска через Боровск. Осада длилась четыре недели, сопровождалась интенсивным артиллерийским обстрелом города (было привлечено нескоько итальянских специалистов по осаде крепостей). Однако Смоленск вновь выстоял: осада была снята 1 ноября.

В феврале 1514 года Василий III отдал распоряжение готовиться к третьему походу. Осада началась в июле. Город был буквально расстрелян ураганным артиллерийским огнем. В городе начались пожары. Горожане набивались в храмы, молили Господа о спасении от московских варваров. Была написана специальныя служба покровителю города Меркурию Смоленскому. Город был сдан 30 или 31 июля.